ИКТ в начальной школеЧетверг, 16.05.2024, 01:43

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Главная » Статьи » Мои статьи

Конференция по ИКТ Екатеринбург 2008

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и России. За последние десятилетия одним из самых существенных процессов, происходящих в нашем обществе, является информатизация. Первоначальную ступень информационного общества занимают дети. Обучение в школе должно обеспечить формирование у учащихся начальной школы новых компетенций, знаний, умений, способов деятельности, которые потребуются им в новой информационной среде обитания. Решающую роль в этом играет процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности как одного из условий, обеспечивающих информационную деятельность. В рекомендациях «Стратегии модернизации содержания общего образования(2001 год)» подчеркивается, что уже на начальном этапе образования у школьников должны закладываться ключевые компетенции. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. А компетентностный подход – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован в современном обществе. В основе компетентностного подхода должна быть определенная концепция конструирования образования. Только через содержание компетенция из цели образования превращается в желаемый результат и становится приобретенным качеством ребёнка. В рамках компетентностного подхода содержания образования рассматривается как социальный опыт. А результатом усвоения такого содержания является система ключевых компетентностей в сферах, обусловленных компонентным составом содержания начального образования. Очевидно, что целью и результатом такого образования является формирование ключевых компетентностей младшего школьника. Под этим подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике. Согласно упомянутой концепции содержание образования – это педагогически адаптированный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх структурных элементов: ·        Опыта познавательной деятельности (знаний); ·        Опыта осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу); ·        Опыта творческой деятельности (умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях); ·        Опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностных ориентаций) Эти огромные пласты человеческого опыта можно кратко выразить четырьмя глаголами: Ø Знать, Ø Уметь, Ø Создавать, Ø Стремиться Ключевые компетентности младшего школьника могут быть сформированы в сфере знаний умений, навыков, творчества и эмоций (ценностей путем усвоения соответствующих компонентов содержания образования). Ключевые компетентности характеризуются в первую очередь универсальностью и надпредметностью, под знаниями подразумеваются как предметные, так и надпредметные знания; умения рассматриваются как предметные, так и общепредметные. Творчество и эмоционально-ценностная сторона личности также без сомнения надпредметны. Вашему вниманию представлен состав субъективного опыта младшего школьника, состоящего из четырех ключевых компетентностей. Ни в коем случае нельзя отрицать значимость формирования прочных предметных знаний, умений, навыков, которые необходимы, но далеко недостаточны для развития личности ребёнка. Важно не просто владеть предметными знаниями, а уметь эффективно применять их на практике как средство, инструмент для решения жизненных задач. В начальной школе идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования. Компетентность из цели обучения превращается в желаемый результат и становится приобретенным качеством ученика. Таким образом, по отношению к предметным знаниям, умениям, навыкам ключевые компетентности занимают в структуре содержания образования более высокое положение включая их в себя. Из схемы «Модель содержания начального образования с позиций компетентностного» видно, что построение содержания начального образования проходит несколько уровней: Ø Уровень теоретического представления Ø Уровень учебной программы Ø Уровень учебного плана Ø Уровень процесса обучения Ø Уровень субъективного опыта младшего школьника Ни для кого не секрет, что на содержание современного образования оказывает существенное влияние бурное развитие вычислительной техники. Основной задачей современной концепции Российского образования является внедрение информационных технологий в обучение. Перед нами встала задача: как организовать свою педагогическую деятельность, чтобы способствовать формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников. С 2004 года предмет «Информатика» включён в учебный план общеобразовательной школы как обязательный со второго класса. Но в последнее время возраст учащихся стремительно молодеет. В сегодняшние дни нас повсюду окружают компьютеры. Из экзотического инструмента они постепенно превращаются в столь же обыденный атрибут нашей жизни, как телевизор или видеомагнитофон, ДВД и сотовый телефон. Поэтому ребенок начинает использовать компьютер  в домашних условиях не для изучения школьных предметов, а для решения интересных ему повседневных задач. Перед нами встает проблема оперативного вмешательства в процесс стихийного вторжения информационных технологий в школьную жизнь детей. Цель обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютеров. Курс информатики в начальной школе решает задачи развивающего, технологического характера и имеет ряд специфических особенностей по содержанию в сравнении с другими школьными дисциплинами. Целесообразно рассматривать информатику в начальной школе не как отдельный учебный модуль, а  как средство повышения мотивации учащихся к изучению основных общеобразовательных школьных предметов: математики, русского языка, чтения, окружающего мира. Основные составляющие инормационно-коммуникативной компетенции: умении самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, умение организовывать, представлять, передавать информацию; умение моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в индивидуальной и групповой деятельности. Развитие наступает только тогда, когда сформирована для него база – знания. Информатика, как ни какая другая наука позволяет направленно обучать и анализу, и сравнению, и аналогии, и классификациям. А, в конечном счете, научить решать жизненные проблемы. Осваивая курс А.В.Могилёва нами была взята интеграция как практической, так и теоретической составляющих курса. Результаты исследований доказали, что системное и систематическое формирование информационно-коммуникативной компетентности в Лицее, через введение курса информатики, применение межпредметных связей позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательной среде при переходе в школу второй ступени. Для формирования информационной компетентности ученика используются межпредметные связи с информатикой всех учебных дисциплин начальной школы. Предмет «Информатика» реализует межпредметные связи, то есть при его изучении целесообразно практические задания пол информатике наполнить различным предметным содержанием. Большой интерес вызвало осознание особенности формирования информационно-коммуникативной компетентности во внеурочной работе. Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. С учётом практического опыта наших учителей и индивидуальных особенностей детей 7-8 летнего возраста целесообразно на занятиях с первоклассниками рассмотреть следующие тематические разделы: ·        Первое знакомство с компьютером ·        Графика на компьютере ·        Элементы логики ·        Мир весёлой математики ·        Компьютер - настольная книга. Первоклассники уже знают основные устройства компьютера и их назначение, назначение главного меню Windows , назначение функциональных клавиш клавиатуры компьютера. Они умеют работать компьютерной «мышкой», управлять курсором с помощью «мышки» и клавиатуры,  раскрашивать рисунки, конструировать рисунки из геометрических фигур, печатать текст.             Обучение во вторых – четвёртых классах включает  бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Большая часть курса реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления учащегося.             Основными целями пропедевтического курса информатики являются повышение познавательной активности и интереса младших школьников к общеобразовательным предметам и объектам окружающей действительности, развитие образного и логического мышления учащегося, развитие навыков работы учащихся с информацией. Целесообразность использования компьютерной технологии на уроках в начальной школе заключается в объективности оценки деятельности учащегося, анализе выполненных заданий. Работа ученика оценивает компьютер, у которого нет личных симпатий.             Уже имеющийся банк программ позволяет использовать их на уроках и во внеурочное время. Используя компьютер на уроке, учитель может реализовать следующие важные задачи: ·        Наглядное представление материала ·        Применение развивающих методов обучения ·        Контроль и диагностика Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который можно применять для оживления урока. Такую возможность мы имеем пока только в библиотеке. Учителя первых классов уже использовали на уроке ИЗО слайдовую презентацию о творчестве Шишкина, созданную ученицей 2 «а» класса Лихачёвой Екатериной. На празднике «Прощание с азбукой» благодаря созданной локальной сети и школьному телевидению они смогли посмотреть фильм о школе не выходя из класса. По теме урока «Мохнатая азбука» учащиеся посмотрели фильм о животных. На группе продлённого дня учащиеся начальной школы часто посещают видео-зал библиотеки и, благодаря созданному банку видеофильмов смотрят фильмы о растительном и животном мире.  Созданный Устьянцевой Г.В. видеоролик о растениях и животных помогает учащимся познакомиться с Красной книгой.             Особый интерес вызывает у учащихся использование анимации. Учителя, прошедшие курсовую подготовку. Используют не только готовый материал, но и сами создают к урокам наглядный материал с использованием компьютера.             Для того чтобы включить детей в активную деятельность на уроке, учителя используют следующие методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение, классификация, проблемные, поисковые методы. Особое место в начальных классах занимает игровой метод. Положительные результаты принесли занятия по математике с учащимися вторых классов при изучении таблицы умножения и деления. Значительно повысился темп чтения, тренировка проходила в виде мини-игр на компьютере, был предусмотрен разный уровень сложности. Занятия по программе «Не скучные уроки» способствовали развитию памяти, внимания, мышления.             Активное участие учащиеся начальной школы приняли в проектной неделе, в научно-практической конференции. Впервые  были представлены мультимедийные презентации проектов, видеоролики. Конечно, самостоятельно дети пока не готовы их создавать. Здесь вполне оправдана помощь родителей и учителя. Но защищали свои проекты сами. Учащиеся 2 «б» класса смогли достойно представить свою исследовательскую деятельность на научно-практической конференции студентов в педагогическом коллеже.  Отрадно отметить то, что  ребята смогли выступить перед такой огромной аудиторией, все получили дипломы. Были предложены разные формы представления исследовательской работы, но в каждой работе в той или иной мере были использованы информационные технологии. Важно при этом понять, что метод проектов – это пример педагогических технологий. Средства же их проведения могут быть различными, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Результатом применения информационных технологий стало создание проектов каждым классом начальной школы в день самоуправления. Каждый учитель представил свою методическую разработку на конкурс. Это были уроки-проекты, проекты, внеклассные мероприятия, контрольные работы.             С целью выявления применения ИКТ в начальной школе было проведено анкетирование.             ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ УТВЕРЖДАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ: ·        Если ученик умеет (не умеет) те или иные действия, то он как правило, умеет (не умеет) исполнять их с применением как традиционных, так и  электронных технологий. После определения уровня информационной компететнтности  решила посмотреть, как ученики применяют свои навыки на практике (поиск информации, подготовка реферата, доклада, сообщения). По результатам исследования видно, что большинство учащихся использует не только традиционные учебники, но и всевозможные энциклопедии, СД-диски с информацией, пользуется Интернетом. Проведя экспресс-опрос мы пришли к выводу, что даже ученик начальной школы,  владеющий элементарными навыками работы на компьютере, может найти необходимую информацию. Для этого нужно всего лишь знать название хотя бы одной поисковой системы и правильно сформулировать вопрос. Радует то, что показатели, связанные с наиболее сложными в интеллектуальном отношении действиями (подготовкой докладов, презентаций, публичных сообщений, как в традиционной форме, так и с применением электронно-сетевых технологий), на очень неплохом уровне.             Благодаря имеющееся материально-технической базе появилась возможность применения ИКТ в учебное и во внеучебное время. Очень важно, что успешное использование компьютера, получение результатов способствует повышению самооценки ребёнка. Это способствует формированию таких черт как: деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, которые переносятся в другие области его жизнедеятельности.             Применение КТ даёт учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания не только силой воображения, раздвигая стены школьного кабинета, а с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Применение КТ в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить, разнообразить его, сделать более интенсивным, современным.             Опыт организации учебного процесса с использованием ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных ИТ и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач. Информатика и ИКТ в информационной среде начальной школы также позволяют охватить межпредметными учебными активностями всю область начального образования и, тем самым, перевести обучение детей на новый качественный уровень активной познавательной деятельности. Но это требует внедрения в начальной школе таких образовательных методик и программ обучения  информатике, которые имеют гибкие возможности адаптации к конкретному педагогическому процессу и детскому коллективу в неразрывном единстве всех предметов. Считаю необходимым отметить доступность этих методик для учителей начального обучения.  Поскольку благодаря присутствию в начальном обучении одного педагога, работающего с детьми, важно вовлечь именно его в информационную активность совместно с учениками как проводника элементарной информационной грамоты в соответствии с требованиями стандарта начальной школы и соучастника информационной деятельности во всех предметах начального обучения. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: ·        Умение собирать факты ·        Сопоставлять их ·        Организовывать ·        Выражать свои мысли на бумаге и устно ·        Логически рассуждать ·        Слушать и понимать устную и письменную речь ·        Открывать что-то новое ·        Делать выбор и принимать решение Всё это может свидетельствовать о том, что в нашем Лицее ведётся системная работа по формированию этих компонентов информационной компетентности в начальной школе в рамках реализации проекта единой информационной среды, что оказывает существенное влияние на качество образования.

Категория: Мои статьи | Добавил: kamnatka (24.01.2010)
Просмотров: 2185 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 4
4 TolfGroft  
0
Несколько месяцев назад мне нужна была помощь адвоката и я с трудом нашёл юридический центр в г. Москва! Через какое-то время наткнулся на http://www.consalt-centr.ru/perereg_firm.html - Перерегистрация фирм
. посмотрел их портал и оформил предложенную юридическую консультацию. После чего юридическая услуга дала о себе узнать и я решил все свои проблемы личностного характера. Рекомендую лучший юридический центр Консалт.

3 balvarpdura  
0
Наткнулся на url: http://srub-dizain.ru/articles/94-profilirovanniybrus - производство профилированного бруса сосна
и я стал звонить этой организации! Мне как раз хотелось купить толстый профилированный брус. В общем после этого я и решил туда поехать! Там реально всё качественно сделано и симпатичный профилированный брус тяжело выбрать. Всему этому действию сопутствовала тяжёлая навигация сайта, которую не мог не заметить.Обалденно конечно то, что это завод изготовитель – но сайт тяжёлый на восприятие.

2 illevalop  
0
Вот же дрянь! Вот в интернете нарыл страничку http://rentrealtycrimea.com - сдам 1 квартиру в Симферополе
и впал в гнев. Кстати забыл поздороваться! В общем сдам жилье Симферополь
,я узрел и оперативно раздуплился, что проживание классная вещь – раз имеются такие жилье. Поэтому каждому рекомендую url-адрес http://rentrealtycrimea.com с жильем в областном центре Симферополя.

1 Nolicoica  
0
Ничайно нарыл странное предложение и был удивлён! Вот в такой форме я его узрел: сдаю 5-ти комнатную квартиру в жилом помплексе http://odessarealt.com/tags/%C0%F0%EA%E0%E4%E8%E9%F1%EA%E8%E9+%E4%E2%EE%F0%E5%F6/ - аркадийский дворец
Одесса Украина. неподалёку: бар, стильный пляж, теннисные корты и супер маркет. Апартаменты с евроремонтом, перламутровой мебелью (Швейцария) и Одесской высококачественной бытовой техникой.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz